Практическая идентификация мышления на базе комплексной логики
Ионов А.С., Петров Г.А.
Мышление как психофизиологический акт является,
пожалуй, самым распространенным и в то же время самым малоисследованным
"технологическим процессом". Не в последнюю очередь это связано с тем,
что мышлению приходится самому себя моделировать, что предъявляет
совершенно новые требования к математической логике такого
моделирования.
Традиционные действительные (двоичные и многозначные) логики, к
сожалению, не описывают сами себя, поэтому предлагается использовать
для идентификации мышления комплексную логику [1], учитывающую не
только действительную, но и мнимые части любого утверждения. Грубо
говоря, комплексная логика содержит оценку не только того, что человек
утверждает, но и того, что он при этом думает. Разработанный
математический аппарат комплексной логики [2] позволяет отнести ее к
новому классу многомерных логик, включающему как частный случай
действительные (одномерные) логики.
Рассмотрим существо предлагаемого подхода к идентификации
мышления на примере простейшего случая двумерной комплексной логики.
Специфика в том, что объектом исследования такой логики является
субъект (мышление) в традиционном понимании, а субъектом – объект
(например, компьютер). Чтобы разрешить указанное противоречие, объект
идентификации рассматривается вместе (в комплексе) с идентифицирующим
субъектом, а основой логики такого рассмотрения является комплексное
представление ошибки Е в виде Е = Re + iIm , (1)
где Re — действительная, а Im — идентифицированная (мнимая) составляющие ошибки.
Ошибка может присутствовать (Е = TRUE = 1) или отсутствовать (Е = FALSE = 0). На основе этого формируются 4 комплексных термина:
ПРАВДОПОДОБИЕ (1 + i1) — утверждение присутствия ошибки;
ЛОЖЬ (0 + i1) — утверждение отсутствия ошибки;
ИСТИНА (0 + i0) — отрицание отсутствия ошибки;
ОШИБКА (1 + i0) — отрицание присутствия ошибки.
Таким образом, с точки зрения комплексной логики, истинное
утверждение отрицает отсутствие ошибки (и в том числе, в нем самом).
Приведем геометрическую интерпретацию соответствующих типов мышления в
двумерной комплексной логике как квадрантов на плоскости (рис. 1):
Рис.1. Геометрическая интерпретация типов мышления для двумерного случая
Важнейшим вопросом комплексной логики является вопрос о том, что
представляет из себя ошибка. Для его решения предложена процедура
сравнения высказывания с эталоном, который выбирается и вводится
заранее. Ошибка отсутствует, если высказывание совпадает с эталоном
(идеалом), и присутствует в противном случае.
Для практической идентификации указанных типов мышления
проводился телефонный опрос среди 300 взрослых жителей Великого
Новгорода об их отношении к заведомо ошибочному утверждению, а также к
собственной самооценке. В качестве предмета опроса было выбрано
отношение респондентов (мужчин и женщин) к идее воссоздания пионерской
организации на ленинских принципах (эталон – отрицательное отношение к
данной идее, сложившееся в общественном мнении). Предлагалось ответить
(да, нет) на 4 вопроса:
- Вы положительно относитесь к идее воссоздания пионерской организации на ленинских принципах?
- Вы на 100% уверены в своем ответе? (Подтвердите, что вы так думаете).
- Считаете ли вы свое мнение истинным?
- Считаете ли вы веру в Бога ошибкой?
Рис.2. Процент положительных ответов на вопросы
Процент положительных ответов на вопросы, включая ответы мужчин
и женщин, показан на рис.2. Заметим, что 4-й вопрос о Боге связан с
расшифровкой содержания эталона понятия ошибки, принятого в
разрабатываемой комплексной логике. Принципиальным в этом отношении, на
наш взгляд, является отношение к Богу как определяющему началу мнимой
составляющей любого комплексного утверждения.
Распределение по идентифицированным типам мышления в % от числа опрошенных мужчин и женщин приведено на рис.3.
Рис. 3. Распределение в % по идентифицированным типам мышления
Как видно из рис.3, среди опрошенных преобладает правдоподобный
(П) тип мышления и меньше всего людей с ложным (Л) типом. Характерно,
что доля респондентов с ложным типом мышления значительно больше среди
женщин, в то же время для них менее характерен истинный и ошибочный
типы мышления.
Вопрос о правильной самооценке респондентов связан с так
называемым форматом восприятия информации, который, в свою очередь,
вытекает из принципа логической относительности [1]. В нематематическом
виде этот принцип формулируется следующим образом: одна и та же
информация может восприниматься по-разному, а разная — одинаково, в
зависимости от формата и модуля (критерия) восприятия. Геометрический смысл форматирования информации для
рассматриваемого случая двумерной четырехзначной логики заключается во
вращении квадрантов логической плоскости рис.1 относительно начала
координат и исходного утверждения по выбранному критерию (модулю)
форматирования. Общая формула форматирования информации: С = А + В – М , (2)
где С — номер квадранта результирующего утверждения; А — номер
квадранта исходного утверждения; В — номер квадранта формата
восприятия; М — номер квадранта модуля восприятия. А, В, С, и М могут
принимать любые значения из множества {1,2,3,4}, соответствующего
логическому множеству {П,Л,И,О} рис. 1. Схема использованного
комплексного восприятия информации приведена на рис.4.
Рис. 4. Схема комплексного восприятия информации
Процент респондентов, оценивающих свой тип мышления правильно (в
истинном формате) в зависимости от типа мышления, показан на рис. 5. Из
него видно, что наиболее низкий процент правильной самооценки — у
респондентов с правдоподобным и ложным типами мышления. Напротив,
наиболее адекватно оценивают себя респонденты с истинным типом
мышления. Можно отметить также, что адекватно оценивающих себя мужчин
среди респондентов больше, чем женщин.
Рис. 5. Процент правильной самооценки по типам мышления
Проведенные социологические исследования с использованием
принципов комплексной логики хотя и не носят всеобъемлющего характера,
но дают возможность сделать выводы о том, что представленная
практическая идентификация мышления является реальностью. При этом
основные трудности в проведении комплексной логической идентификации и
оценке ее результатов связаны с большой инерционностью человеческого
мышления и, как следствие, его сугубой привязанности к привычным
логическим стереотипам двоичной логики и ее терминам.
Для получения практических навыков логических операций над
утверждениями в многомерных логических пространствах разработана
компьютерная программа-тренажер, позволяющая моделировать 2-, 3- и
4-мерное мышление, оперирующее соответственно с 4-, 8- и 16-значной
логикой. Полученные результаты компьютерного моделирования подтверждают
высокую степень адекватности описания человеческого мышления с
использованием комплексной логики, что, в свою очередь, открывает
широкие перспективы ее использования в задачах идентификации и
управления. Литература
- Ионов А.С. Использование комплексной логики для идентификации изображений /Деп. в ВИНИТИ, №2407-В90 от 7.05.90.
- Ионов А.С., Петров Г.А. Комплексная логика как инструмент научных исследований // Сб. трудов Междунар. науч. конф. ММТТ-12. Т.1. Великий Новгород, 1999. С.94-96.
|